одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христианство в качестве гос. религии. В периоды наибольшего расширения охватывала сев. часть Африканского Рога и ряд районов на юго-западе Аравийского п-ова.
Самобытная высокоразвитая культура А. ц., сложившегося на рубеже эр на севере Эфиопского нагорья вокруг г. Аксума, оформилась под влиянием 2 несхожих и разновременных цивилизационных факторов: сабейского и эллинистического. Сабейские колонии в сев.-вост. части Африканского Рога (как в окрестностях буд. Аксума, так и ближе к побережью, в районе совр. поселений Сэнафе и Адди-Кэйих) были основаны в VIII-VII вв. до Р. Х. в качестве перевалочных пунктов, через к-рые шла доставка ладана и др. благовоний с территории совр. Сомали на юг Аравии (см. Саба). Их создатели, выходцы из Мариба, Хадакана и др. городов раннесабейского гос-ва, познакомили местное население (как семито-, так и кушитоязычное) с южноарав. консонантным алфавитом и с развитой политеистической религией древнего Йемена, в пантеоне к-рой были представлены божества Астар (‘str), Хубас (hbs), Алмаках ('lmqh) и богини Зат Химйам (dt-hmym) и Зат Бадан (dt-b‘dn). К кон. VII в. до Р. Х. эти колонии объединились в протогосударственное образование, властители его носили титул «мукарриб [народа] дамат и сабейцев» (mkrb/d‘mt/w-sb'). После того как на рубеже VII-VI вв. до Р. Х. Саба установила контроль над ладаноносными районами в самой Юж. Аравии, потребность в транзите благовоний через заморские колонии потеряла для нее актуальность и они быстро пришли в упадок. Местное население, ядро к-рого составляло, очевидно, племя дамат, вернулось в догосударственное состояние, сохранив, однако, хотя и в искаженном виде, письменность и религию пришельцев. С кон. IV - нач. III в. до Р. Х. монархия Птолемеев стала активно осваивать бассейн Красного м. Через основанную ими на его зап. побережье Птолемаиду Охотничью и располагавшийся более чем в 500 км южнее ее г. Адулис, ставший позже главным аксумским портом, они вывозили в Египет африкан. слонов для использования в качестве боевых животных. Постепенно в связанных с побережьем сев.-вост. областях Эфиопского нагорья распространились греч. язык и эллинистическая культура. Результатом сабео-эллинистического синтеза на местном африкан. субстрате стала аксумская цивилизация.
Первое упоминание об А. ц. относится к 3-й четв. I в. после Р. Х. Согласно приписываемому Арриану (II в.) «Периплу Эритрейского моря», его правителем был тогда Зоскал. Своим появлением это гос-во было обязано развитию международной торговли в бассейне Индийского океана, в к-рой оно принимало активное участие, и прибылям от этой торговли, к-рая составляла основной источник его доходов.
Следующим после Зоскала правителем Аксума, царствование к-рого удалось датировать, был Гадара. На рубеже II-III вв. он заключил союз с сабейским царем Алханом Нахфаном и начал проводить политику активного вмешательства А. ц. в дела Юж. Аравии. На протяжении 70 лет он и его преемник Азба (‘dbh, вероятно, известный по монетам как wzb/ΟΥΑΖΗΒΑ; сер. III в.) и соправители Датвинес и Закринес (или Зафринес; dtwns/w-zq(f)rns; 60-е гг. III в.) стремились установить свою гегемонию над этим регионом, но успеха не достигли, и после 270 г. вплоть до нач. VI в. всякие упоминания об участии эфиопов в войнах на юге Аравии исчезают из источников. Обмен посольствами между Аксумом и Химьяром происходил и позднее (по крайней мере до сер. IV в.).
Автором скопированной Космой Индикопловом греч. надписи на спинке трона из Адулиса (т. н. Monumentum Adulitanum), в к-рой сообщается о подчинении власти Аксума многочисленных народов Африканского Рога, Нильской Эфиопии (Нубии) и ряда племен зап. побережья Аравии, был скорее всего Гадара или один из его непосредственных предшественников на аксумском престоле, напр. «царь царей аксумитов» Сембрут. Небольшая греч. надпись, датированная 24-м годом его правления, происходит из Дакки-Махари (совр. Дэкэмхаре, Эритрея), но не исключено, что Сембрут правил не до, а вскоре после Гадары.
По свидетельству Мани, в сер. III в. Аксум наряду с Римской империей, Ираном и Китаем являлся одной из мировых держав. Об экономической мощи Аксума свидетельствует чеканка им собственной полновесной золотой монеты с кон. III до нач. VII в. Городов в А. ц. было относительно немного, помимо столицы и Адулиса в источниках упоминаются всего 2 центра городского типа: Колоэ, рынок слоновой кости, с к-рым пытаются отождествить совр. Матару или Кохайто, и Маста, остающаяся нелокализованной. Судя по титулатуре правителей Аксума в сабейских надписях (mlk/hbšt/w-'ksm-n - царь хабашат и аксумитов), этническое ядро гос-ва в этот период составляли не только собственно аксумиты, но и племя (или группа племен) хабашат (см. Абиссиния). Диалект племени геэз, покоренного царем - автором Адулисской надписи, стал наряду с греч. гос. языком А. ц. Один из самых ранних текстов на геэзе упоминает Гадару. Первые надписи и монетные легенды на этом языке составлялись консонантным письмом слева направо благодаря греч. влиянию и лишь изредка справа налево, как в др. семитских языках. Все 24 буквы этой разновидности геэзской письменности, засвидетельствованные в эпиграфике, происходят от соответствующих сабейских знаков, большая часть к-рых претерпела изменения (поворот на 90 или 180°, подчас весьма существенные искажения начертаний).
Переломным периодом в истории Аксума стал IV век - начало христианизации страны. В эфиоп. церковной традиции ее связывают с легендарными братьями-соправителями святыми Абрэхой и Ацбэхой, совр. же наука считает, что обращение страны в новую веру произошло при царе Эзане (ок. 320-360). От него сохранилось наибольшее число пространных царских надписей (RIE 185-189, 270-271), сообщающих о покорении этим правителем бега (бэга, блеммиев), агвезат (т. е. племени геэз), царане, черных и красных ноба (нубадов) и др. народов. Вероятно, им был взят г. Мероэ. Держава Эзаны охватывала Эритрею, север Эфиопии и значительную часть совр. Судана. Судя по титулатуре, он претендовал на власть над Химьяром и Сабой, но реальных шагов для осуществления подобных амбиций, насколько позволяют судить источники, не предпринимал. Ко времени правления Эзаны А. ц. в экономическом и культурном отношениях было тесно связано с вост. провинциями Римской империи. Оттуда вместе с торговцами и путешественниками проникает на Африканский Рог проповедь христианства. Почва для принятия его в качестве гос. религии А. ц. готовилась в течение десятилетий. Этот акт не был результатом случайного стечения обстоятельств, как можно было бы подумать, основываясь на сохраненном у Руфина предании о св. Фрументии, полном к тому же хронологических несоответствий. Эзана понимал преимущества христианства перед язычеством, его способность сплотить воедино разнородные этнокультурные элементы создаваемой им империи. Об аксумском политеизме известно немного. В финальных инвокациях ряда надписей (RIE 185, 185 bis, 188) сохранились имена местных божеств: унаследованного еще от раннесабейских колонистов Астара, Бэхера и Мэдра, возможно связанных с культом земли и плодородия, а также бога войны Махрэма (в греч. текстах Арес), сыном к-рого считался царь, следуя здесь общей для многих эллинистических монархов традиции. В поздних текстах Эзаны на смену языческим приходят монотеистические формулировки: от неопределенных в геэзской надписи (RIE 189) до явно христ. в греч. (RIE 271). Точно определить время обращения Эзаны пока не удается: его датируют периодом от нач. 30-х гг. IV в. до 356 г. Царствование Эзаны было также ознаменовано введением существенных новшеств в систему эфиоп. письменности. По образцу инд. слогового письма брахми (знакомство с ним стало возможным благодаря торговым связям аксумитов с Индией) раннегеэзский консонантный алфавит был преобразован в силлабарий, к-рым в неск. измененном виде народы Эфиопии пользуются до сих пор. Так удалось решить столь актуальную для семитских языков проблему письменной фиксации гласных. Вопреки распространенному мнению нет оснований связывать вокализацию эфиоп. шрифта со стремлением приспособить местную письменность для перевода на геэз христ. богослужебных книг, поскольку до нас дошли языческие надписи Эзаны, составленные совершенным слоговым письмом (RIE 187; 188). Вполне вероятно, что изобретатель не имеющего аналогов на Ближ. Востоке эфиоп. силлабического шрифта не был христианином, и потому позднейшая традиция не сохранила достоверных сведений о нем. Следует также отметить, что в период правления Эзаны надписи составлялись не только на геэзе и греч., но и на т. н. псевдосабейском (RIE 185, I; 185 bis, I; 186) в подражание химьяритским государям, на земли к-рых он претендовал. Поскольку знание сабейского было к тому времени давно и прочно утрачено, тексты писались на геэзе вычурным южноарав. письмом (справа налево, с добавлением к большинству слов сабейского окончания неопределенного состояния -m).
Политическая история А. ц. в V в. практически неизвестна. В религ. сфере происходит упрочение в нем позиций христианства благодаря проповеднической деятельности «Девяти преподобных» - монахов сир. и греч. происхождения, покинувших Византию, спасаясь от гонений, к-рым они подверглись, по-видимому, из-за несогласия с вероопределениями Халкид. Собора. Эти монахи основывали на подвластных А. ц. землях и за их пределами церкви и мон-ри, на века определив монофизитский характер эфиоп. христианства. Догматические различия не помешали А. ц. стать в нач. VI в. надежным союзником Византийской империи. Апогея могущества Аксумская держава достигла в сер. 20-х гг. VI в. В зависимость от нее попали последние цари законной династии Химьяра, очевидно принявшие христианство. В ответ на преследования химьяритских христиан приверженцем иудаизма узурпатором Йосефом Асаром Ясаром аксумский царь Калеб ( Элла Ацбэха) предпринял поход на противоположный берег Красного м., покорил Химьяр и восстановил там христ. веру (см. Химьяро-эфиопские войны). Однако сохранить контроль над Химьяритским царством Калеб не сумел. В сер. 30-х гг. VI в. его полководец Абраха отложился от метрополии и основал новую династию правителей Юж. Аравии. С ее свержением в нач. 70-х гг. VI в. бывш. химьяритские владения попали под власть Сасанидского Ирана, захватившего основные торговые пути в этой части Индийского океана. Этот удар на фоне полного упадка международных экономических связей из-за общего кризиса средиземноморской античной цивилизации стал роковым для А. ц., процветание к-рого зиждилось на транзитной морской торговле. Оно вступает в период быстрого упадка.
К VI в. появляется христ. лит-ра на языке геэз. Первыми ее памятниками были переводные произведения: книги Свящ. Писания (очевидно, весь НЗ и по крайней мере часть ВЗ, в первую очередь Псалтирь), вероятно нек-рые сочинения отцов Церкви и «Физиолог». Ни одной рукописи аксумского времени не сохранилось. Не известны также оригинальные произведения эфиоп. лит-ры в поздних списках. О существовании в 20-х гг. VI в. переводов ряда книг Библии на геэз можно судить благодаря приведенным в надписях Элла Ацбэхи цитатах из Мф 6. 33 (RIE 195, II/20-21), Пс 19. 8-9; 23. 8; 65. 16-17; 67. 2 (RIE 195, II/26-28, 191/1-2, 195, II/21-23, 195, I/5-6) и из Книги прор. Исайи (RIE 195, II/29, из-за лакуны цитата идентификации не поддается).
Единственный аксумский царь этого периода, правление к-рого удалось довольно точно датировать,- ан-наджаши (негус) арабо-мусульм. традиции, известный под именем аль-Асхам ибн Абджар († 630), очевидно идентичный Элла Цахаму «царских списков». На его царствование пришлась «эфиопская хиджра» (615/16) - переселение на территорию А. ц. сотни ближайших сподвижников пророка Мухаммада, спасавшихся от преследования мекканских язычников, и переход их под покровительство ан-наджаши. Большинство этих мусульман покинуло А. ц. после переселения Мухаммада в Ясриб (Медину) в 622 г., влившись в ряды окрепшей исламской общины. Благодаря великодушному поступку аль-Асхама, укрывшего гонимых монотеистов, у раннемусульм. законоведов Эфиопия считалась единственной христ. страной, относившейся к «области мира», а не к «области войны», что, впрочем, не мешало арабам совершать набеги на ее прибрежные владения.
Среди исследователей нет единого мнения о времени гибели А. ц.: одни относят ее к сер. VII, другие - к IX в. Последним аксумским царем, после к-рого власть перешла к династии Загве, эфиоп. традиция считает то Дэл-Наада (Дэл-Наода), то Дэгнайзана, то Габра Маскала. Еще до того как аксумская династия пресеклась, реальная власть перешла от царей к вельможам, носившим титул хадани (или хацани - воспитатель, наставник, «дядька»). Один из них, Даниел, правивший незадолго до гибели А. ц., оставил в столице неск. надписей, к-рые сильно повреждены и плохо поддаются интерпретации (RIE 193, I-III).